Советы дефектолога

Первый класс - это серьёзно

          Каждый родитель, отправляя ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.

          Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите ребенка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения.

          Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает его интеллектуальное развитие, порождает отрицательные черты характера.

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные нарушения:

  • ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ;
  • НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА;
  • НАРУШЕНИЕ ПАМЯТИ;
  • НИЗКУЮ КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ;
  • НАРУШЕНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

          Статистика говорит о том, что почти 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и письме.

          Оцените сегодняшнее состояние речи своих детей!

          Выявить и устранить эти дефекты Вам поможет школьный логопед, но основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя Вы, родители.

В работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:

  • поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если будут выполняться советы взрослых;
  • правильно строить общение с ребенком, создать условия для спокойной неторопливой речи;
  • проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;
  • систематически выполнять задания, рекомендованные логопедом.

Родителям важно знать:

  • ясная, четкая речь взрослых - одно из обязательных условий правильного речевого развития ребенка.
  • не забывайте хвалить ребенка после каждого занятия!
Это важно!

Подготовительная работа с ребенком должна включать в себя следующие направления:

  1. Развитие умения слышать и выделять звуки речи.

    Ребенку важно уметь:

    • определять место звука в слове(в начале, середине, конце)
    • делить слова на слоги;
    • различать гласные и согласные звуки;
    • различать слова схожие по звучанию;
    • находить слова, в которых нет заданного звука;
    • осознавать основные элементы языка - слово, слог, звук.
  2. Формирование правильного звукопроизношения.
  3. Развитие моторики и графических навыков.

    Необходимо тренировать:

    • пространственное восприятие (ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т.д.)
    • общую моторику;
    • мелкую моторику (пальчиковые игры)
    • штриховка, рисование, дорисовывание предметов.
  4. Развитие словаря.

    Формировать умения:

    • составлять предложения, рассказ по сюжетной картинке;
    • рассказать сказку;
    • обобщать и классифицировать, выделять главное