Общение в семье

Лекция для родителей

          Общение в семье это важно, так - как чаще всего хочешь -не хочешь, но приходится в ней находиться, видеть друг друга и разговаривать. Так что же делать, чтобы все стороны были довольны и разговор был разнообразным? Во - первых, не увлекайтесь, а всегда обращайте внимание не только на сказанное вами, а всеми участниками разговора. Нередко подростку иметь какую - то роль в разговоре просто не удается. К примеру, приходит он обсудить заинтересовавшую его тему и что? Далее действия развиваются так:

(а.) родители заняты или устали

(б.) глупая тема, не знают, как обсуждать

(с.) смеются над темой и над мыслями подростка по этой теме – не воспринимают серьёзно

(с.) начитают обсуждать и быстро уходят от темы, в конце концов, про подростка все забыли и обсуждают совершено своё.

          Что же выходит? Может, в начале подросток будет пытаться получить внимание, а в конце может сдаться и просто уйти в себя и свои компании. А это уже потеря контакта. Такая потеря контакта может перевести к плохим результатам.

          Некоторые признают, что не выходит общаться с родителями, и говорят своим друзьям, что родители не понимают ничего и надоели, и не нужны совсем.

          Обычно их друзья - те люди, которые понимают, а чаще всего те, которые понимают сами в той же ситуации находятся или находились. Такие подростки могут бежать из дома в поисках понимания и внимания, или если это не возможно в их понятиях, то желать умереть, чтобы избавиться от всего этого и т.д. Помимо могут выработаться эпилептоидный, демонстративный (истереоидный), застревающий (паранойяльный) и астенический виды акцентуаций характера. Акцентуация характера - это чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы.

          Эпилептоидный - склонность к злобно - тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность.

          Демонстративный (истереоидный) - выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания; поведение, характеризующееся авантюристичностью, тщеславием, "бегством в болезнь" при неудовлетворенной потребности в признании.

          Застревающий (паранойяльный) - повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других и, как следствие, высокая конфликтность.

          Некоторые думают, что это они проблема и они плохие, совершено не достойные внимания, хотя внутри сами недоумевают почему. Это приводит к неуверенности в себе и своих решениях. Так же может вызвать комплексы по поводу своих понятий, вида и т.д. Такой подросток может превратиться в стеснительного, послушного и тихого человека. В этом есть свои плюсы и минусы, например, послушность это хорошо, но в меру, не надо быть, как слуга. Так же из - за негативного отношения к себе возможен мазохизм и опять же суицид, чтобы избавить родителей от такой проблемы, как они. Так же возможны такие виды акцентуаций характера, как психастенический, сензитивный, шизоидный и конформный.

          Психастенический - высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству.

          Сензитивный - повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности.

          Шизоидный - отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания, трудностях в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения.

          Конформный - чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.

          Так как же общаться, чтобы ещё и самому не скучать и не скрывать своё раздражение весь разговор? Первое забудьте возраст и воспринимайте всё на равных. Второе, не говорите со сто процентной уверенностью, Вы не можете быть уверенны, что правы. Не надо всё время говорить, что вот Вы тогда правы были, здесь покрасовались, так - как Вы показываете, что лучше собеседника и Вас надо слушать - знайте меру. Третье, не перебивайте и не повышайте голос, будьте спокойны. Четвертое, не переходите на другие темы.

          Пятое, принимайте сказанное собеседником, в данном случае подростком серьёзно, с пониманием и уважительно. В принципе это, по - моему, основы любого разговора. Хорошо действует соглашение с собеседником, слово "понимаю", а потом уже легкие свои заметки. Так же перед тем как говорить то, с чем Вы не согласны скажите ему, с чем Вы согласны. Когда Вы говорите свое мнение, поправляете или выражаете несогласие с чем то, сказанные Вами ранее приятные для собеседника фразы смягчат его отношение к тому, что Вы говорите. Он чувствует нужным, понятым, а его мысли оцененными.

          Подросткам, как и всем людям это тоже приятно и при последующих после приятных фраз высказывания несогласия не будут приняты как "бунт на корабле". Подросткам я бы посоветовала тоже следовать таким же правилам. Не стоит воспринимать родителей и вообще взрослых в штыки. Да, конечно, они и ведут себя, как пришельцы с другой планеты, но всё же они тоже люди. Тоже равные, только бывают, как и все заносчивые время от времени. Соглашусь, многие из них часто не понимают, делают не очень понятные, обидные и глупые вещи, но имеют и свои преимущества которые можно перенять. Попытайтесь изучить их и похвалить их когда надо, пусть они увидят внимание к себе.

          Обычно всё это как бумеранг - что даешь, то получаешь. Хотя, увы не всегда. Освоить большую часть уловок и секретов общения возможно, просто надо верить, изучать и пытаться.

           В этой теме были использованы некоторые материалы из книги Сергея Степанова "Популярная психологическая энциклопедия" (издание второе, исправленное и дополненное).