Развитие способностей

Как определить и развить способности детей
 

          Для того, чтобы определить способности ребенка, необходимо знать, что ребенок должен уметь делать в каждый возрастной период своего развития.

          Для двухлетнего ребенка характерно так называемое "полевое" поведение, то есть он ориентируется в ситуации, которая находится в его поле зрения. В этом возрасте дети очень деятельны, но они делают только то, на что его толкают окружающие вещи. Эмоциональные реакции то же нестойкие. Например, мать ушла, ребенок плачет, дали яблоко — успокоился. Память в этом возрасте значит не вспоминать, а узнавать. Поэтому для развития памяти нужно показывать предмет и спрашивать "что это?". Такие вопросы можно задавать как об окружающем, так и на картинках, так как ребенок этого возраста может находить на них знакомые предметы. В этом возрасте ребенок через игру создает внутренние модели мира. В два года он свободно нянчит куклу, проделывая с ней то, что проделывает с ним мать: укладывает куклу, кормит и т. д. Но в этом возрасте игра еще не осознана, он еще не умеет использовать в игре отвлеченные вещи. Попросту говоря, у него еще нет активного воображения. Для развития воображения необходимо родителям стимулировать его. Например, предложить игрушку, которая не соответствует реальному образу (медвежонок) и сыграть с ребенком попросив его представить, что это кто-то другой (например, мальчик, которого укладывают спать).

          К двум годам начинает формироваться фразовая речь. Речь - это средство социального общения. И именно с развитием речи связаны предпосылки интеллекта, такие как обобщение, анализ, мышление. Ребенок этого возраста еще не в состоянии обобщать отсутствующие объекты и не в состоянии говорить о них. Ребенок раньше начинает понимать речь, чем делать обобщения и воспроизводить ее. Для развития обобщения и увеличения словарного запаса необходимо учитывать, что основная информация об окружающем и усвоение речи идет через восприятие речи родителей. Поэтому родителям необходимо следить за своей речью, не употреблять слова, заимствованные у ребенка( "покази где лётик"), а произносить их правильно, так как они должны звучать. Слово для ребенка - это обозначение предмета или его свойства, которое от него трудно отделить. Поэтому они часто объединяют слова, относящиеся к одному и тому же предмету ("мазелин" вместо вазелин, "мокрее" вместо компресс). В этом возрасте ребенок начинает воспринимать небольшие сюжетные картинки, может конструировать из простых предметов (матрешки, пирамидки). И для развития этих навыков необходимо стимулировать ребенка на эту деятельность с использованием социальных поощрений (похвалы).

           В три года у детей начинает формироваться самосознание, и именно это становится основой кризиса 3-х лет, который так волнует многих родителей. Основное проявление кризиса - негативизм. Его надо отличать от непослушания. Если ребенок не хочет сделать что-нибудь, потому что это неприятно ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет), это не будет негативизмом. Это будет отрицательная реакция на требование взрослых. Негативизм - это такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому что это предложил кто-то из взрослых, (например, взрослый говорит : "это платье белое" ребенок отвечает :"нет, оно черное"). Стремление сделать наоборот, по сравнению с тем, что ему говорят и есть проявление негативизма. Ребенок при этом как бы утверждает свое "Я", подтверждая самому себе, что он может проявить независимое поведение по отношению к тому, о чем его просят. Появляются детские ябеды - это возможность получить нравственную оценку родителей ("да, это хорошо" или "плохо, и ты так поступать не будешь"). Именно с этого момента начинается становление личности. Если в этом возрасте настаивать на своем, подавляя ребенка в его стремлении выделить себя из окружающего мира, то можно сломать личность в самом начале ее развития. Если во всем идти на поводу у ребенка, то не сформируется ответственность, за свое поведение в будущем. Как же быть? Примерно в одной трети случаев негативизма и упрямства переключать его внимание на что-то противоположное, в другой трети просто не обращать внимания, но если его негативизм противоречит моральным нормам или угрожает жизни - настоять на своем. При правильном подходе к ребенку этот период проходит через 1-2 года и в пять лет он снова станет послушным и спокойным. В этом же возрасте начинается становление памяти, слияние мышления и речи, появляются вопросы "Почему?". Активно обогащается словарный запас. Для развития способностей с детьми разучиваются несложные стихи, читают короткие рассказы, предлагают показать и рассказать, что изображено на картинках. Некоторые родители подходят к этому процессу, очень активно перегружая ребенка информацией. А так как в возрасте от 3 до 5 лет активно формируется речь, то у некоторых детей из-за перегрузки информацией и несоответствием развития речевого аппарата (губы, язык, голосовые связки) и внутренней речи могут появиться запинки. Это нужно учитывать при занятиях с ребенком.

           Возраст 5-7 лет характеризуется становлением целенаправленной деятельности. Дети могут конструировать как по образцу (например, мозаика), так и используя активное воображение. И здесь необходимо давать ребенку различные задания на конструирование, на развитие образных представлений. Для этого можно рассказывать истории, в которых окончание сначала придумываете вместе с ребенком, а далее предоставлять это самому ребенку. Так как происходит дальнейшее формирование словесно-логического мышления, для развития полезно показывать ребенку последовательные картинки, которые всегда можно найти в детских журналах. При этом ребенку предлагают установить последовательность и рассказать коротенький рассказ. Для формирования активного словаря ребенка просят пересказать сказку, прочитанную родителем, помогая ему при этом вопросами: "что произошло?" кто плохой и хороший?, как ты думаешь, почему? и т. д." В этом возрасте появляется чувство ответственности. И родителям необходимо помнить об этом. Ведь от того, как ребенок будет относиться к себе и окружающим его людям, насколько он отвечает за свое поведение, зависит его дальнейшая жизнь. Ответственность предполагает, что ребенок в состоянии ответить за то, что происходит.

          Контроль родителей важен, когда ребенок маленький и у него еще мало опыта для принятия собственных решений. В этом случае контроль может быть во благо, например, когда ребенок выходит на проезжую часть, но чем он старше, тем меньше смысла в подобной опеке. И запреты могут привести или к подавлению инициативы и неумению заботиться о себе в будущем. Поэтому уже в этом возрасте необходимо поощрять любые проявления самостоятельности, начиная от завязывания шнурков до более серьезных поступков. Если постоянно контролировать ребенка, все делать за него, то в будущем он не сможет принимать правильные решения самостоятельно. И всегда нужно помнить, что ребенок имеет право на ошибку и, не испытав, не узнав чего-то, он будет беззащитным перед трудностями взрослой жизни. И здесь самое главное - давать ребенку больше информации и разрешать пробовать, пользоваться этой информацией. Например, показать, как зажигается газ, научить убирать посуду, давать самому разбираться в детских спорах. Ребенку нужно дать обжечься, но не дать сгореть.