Портрет стресса
Ученые многих стран исследовали влияние экзаменов на здоровье школьников и студентов.
Достоверно известно, что накануне и в момент экзамена у учащихся повышается артериальное давление, частота дыхания и потоотделение. Более того, экзаменационный стресс влияет на человека даже на генетическом уровне, изменяя скорость синтеза ДНК. Изменяется газовый состав крови и микрофлора в полости рта. Резко возрастают энергозатраты, особенно у учащихся с высокой мотивацией к успешной сдаче экзаменов.
Экзаменационный стресс является одним из довольно распространенных видов стресса. Его симптомы, так же как и в случае с «обычным» стрессом, могут быть отнесены к одной из следующих четырех групп.
Физиологические симптомы:
• кожная сыпь; головные боли;
• тошнота;
• диарея («медвежья болезнь»);
• мышечное напряжение;
• углубление и учащение дыхания;
• учащенный пульс;
• перепады артериального давления. Эмоциональные симптомы:
• чувство общего недомогания;
• растерянность;
• паника;
• страх;
• неуверенность;
• тревога;
• депрессия; to подавленность;
• раздражительность.
Когнитивные (интеллектуальные) симптомы:
• чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете;
• неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих);
• воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене;
• кошмарные сновидения;
• ухудшение памяти;
• снижение способности к концентрации внимания, рассеянность. Поведенческие симптомы:
• стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену; • избегание любых напоминаний об экзаменах;
• снижение эффективности учебной деятельности в экзаменационный период;
• вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах;
• увеличение употребления кофеина и алкоголя;
• ухудшение сна;
• ухудшение аппетита. Экзаменационный стресс — это не капризы и не при¬хоть ребенка, не особенность его характера. Это серьезная психологическая проблема, от которой нельзя отмахиваться.
Рекомендации по преодолению стресса,
или что нужно сейчас вашему ребенку
• Поддержка, знание, что он любим, несмотря ни на какие обстоятельства (несмотря на то, как он написал тренировочный тест, и т. д.).
• Похвала, положительная оценка его возможностей. Хвалите ребенка, время от времени напоминайте ему о его хороших качествах и способностях для того, чтобы облегчить стрессовую ситуацию и снять состояние тревоги.
• Ощущение надежного тыла (что бы с ним ни про¬изошло, вы его поймете и поддержите). Не создавайте напряжения во взаимоотношениях, не угрожайте ребенку.
• Возможность поделиться своими переживаниями и опасениями, связанными с предстоящими испытаниями. Обсудите с ребенком будущий экзамен, побеседуйте об особенностях тестирования — пусть он с вами поделится тем, что его больше всего волнует, что именно для него является проблемой, чего больше всего он боится.
Помогите выпускнику увидеть в экзамене положительные моменты. Например:
— Экзамен дает шанс понять и оценить себя, а это всегда интересно как проверка своих способностей и возможностей
— Воспринимай экзамен как один из важных жизненных рубежей.
— Ты приобретаешь опыт. А любой опыт, отрицательный или положительный, имеет огромное значение для становления личности человека.
— Ты узнал правила прохождения экзамена, познакомился с новыми людьми, новыми впечатлениями.
— В любом случае жизнь на этом не останавливается!
Оговорите «запасные варианты» (учеба на платной основе и т. п.). Помогите ребенку настроиться на победу, успех, чтобы у него появилась абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Для этого можно, например, сказать:
— Ты сможешь справиться с этим заданием.
— Я уверена, ты справишься.
— Нет сомнения, что ты все сделаешь правильно, и у тебя все получится.
— Я в тебя верю!
— Будущее сулит тебе только хорошее!