Стресс

Портрет стресса

          Ученые многих стран исследовали влияние экзаменов на здоровье школьников и студентов.

      Достоверно известно, что накануне и в момент экзамена у учащихся повышается артериальное давление, частота дыхания и потоотделение. Более того, экзаменационный стресс влияет на человека даже на генетическом уровне, изменяя скорость синтеза ДНК. Изменяется газовый состав крови и микрофлора в полости рта. Резко возрастают энергозатраты, особенно у учащихся с высокой мотивацией к успешной сдаче экзаменов.

Экзаменационный стресс является одним из довольно распространенных видов стресса. Его симптомы, так же как и в случае с «обычным» стрессом, могут быть отнесены к одной из следующих четырех групп.

Физиологические симптомы:

• кожная сыпь; головные боли;

• тошнота;

• диарея («медвежья болезнь»);

• мышечное напряжение;

• углубление и учащение дыхания;

• учащенный пульс;

• перепады артериального давления. Эмоциональные симптомы:

• чувство общего недомогания;

• растерянность;

• паника;

• страх;

• неуверенность;

• тревога;

• депрессия; to подавленность;

• раздражительность.

Когнитивные (интеллектуальные) симптомы:

• чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете;

• неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих);

• воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене;

• кошмарные сновидения;

• ухудшение памяти;

• снижение способности к концентрации внимания, рассеянность. Поведенческие симптомы:

• стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену; • избегание любых напоминаний об экзаменах;

• снижение эффективности учебной деятельности в экзаменационный период;

• вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах;

• увеличение употребления кофеина и алкоголя;

• ухудшение сна;

• ухудшение аппетита. Экзаменационный стресс — это не капризы и не при¬хоть ребенка, не особенность его характера. Это серьезная психологическая проблема, от которой нельзя отмахиваться.

Рекомендации по преодолению стресса,

или что нужно сейчас вашему ребенку

 • Поддержка, знание, что он любим, несмотря ни на какие обстоятельства (несмотря на то, как он написал тренировочный тест, и т. д.).

• Похвала, положительная оценка его возможностей. Хвалите ребенка, время от времени напоминайте ему о его хороших качествах и способностях для того, чтобы облегчить стрессовую ситуацию и снять состояние тревоги.

• Ощущение надежного тыла (что бы с ним ни про¬изошло, вы его поймете и поддержите). Не создавайте напряжения во взаимоотношениях, не угрожайте ребенку.

• Возможность поделиться своими переживаниями и опасениями, связанными с предстоящими испытаниями. Обсудите с ребенком будущий экзамен, побеседуйте об особенностях тестирования — пусть он с вами поделится тем, что его больше всего волнует, что именно для него является проблемой, чего больше всего он боится.

        Помогите выпускнику увидеть в экзамене положительные моменты. Например:

— Экзамен дает шанс понять и оценить себя, а это всегда интересно как проверка своих способностей и возможностей

— Воспринимай экзамен как один из важных жизненных рубежей.

— Ты приобретаешь опыт. А любой опыт, отрицательный или положительный, имеет огромное значение для становления личности человека.

— Ты узнал правила прохождения экзамена, познакомился с новыми людьми, новыми впечатлениями.

— В любом случае жизнь на этом не останавливается!

        Оговорите «запасные варианты» (учеба на платной основе и т. п.). Помогите ребенку настроиться на победу, успех, чтобы у него появилась абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Для этого можно, например, сказать:

— Ты сможешь справиться с этим заданием.

— Я уверена, ты справишься.

— Нет сомнения, что ты все сделаешь правильно, и у тебя все получится.

— Я в тебя верю!

— Будущее сулит тебе только хорошее!